ГОСТ Р 53894-2010: Менеджмент знаний. Термины и определения


ГОСТ Р 53894-2010: Менеджмент знаний. Термины и определения

Терминология ГОСТ Р 53894-2010: Менеджмент знаний. Термины и определения оригинал документа:

2.14 аудит знаний (Knowledge Audit): Систематический пересмотр знаний, проводимый, как правило, с помощью вопросников, интервью или отчетов. Проводится внутри организации. Часто включает идентификацию взаимодействий и перетоков знаний внутри одной организации или между несколькими организациями, командами и индивидуумами.

Определения термина из разных документов: аудит знаний

2.4 базовая квалификация (Core Competences): Совокупность наработок, опыта и производственных признаков предприятия, оцененных им и обеспечивших принципиальный вклад в достижение коммерческого успеха с помощью менеджмента знаний, например путем ликвидации информационной неграмотности, развития культуры распространения знаний и т.п.

Определения термина из разных документов: базовая квалификация

2.2 главный специалист СМЗ (Chief Knowledge Officer): Индивидуум, осуществляющий общее руководство СМЗ в организации. Главный специалист СМЗ формулирует и отстаивает идею менеджмента знаний, задает тон при внедрении и поддержке новых инициатив, несет полную ответственность за получение новых знаний, их распространение и применение в коммерческой деятельности.

Определения термина из разных документов: главный специалист СМЗ

2.6 данные (Data): Дискретные объективные факты (номера, символы, цифры) без контекста и пояснений.

Определения термина из разных документов: данные

2.1 добросовестная (наилучшая) практика (Best/Good Practices): Использование СМЗ, которое привело к получению отличных результатов в различных коммерческих ситуациях, внутри отдельных предприятий или внутри их кооперации. Эти результаты могут быть подтверждены, формализованы, переданы другим пользователям и рекомендованы для широкого использования.

Определения термина из разных документов: добросовестная (наилучшая) практика

2.18 жизненный цикл знания (Knowledge Life Cycle): Включает принципиальные фазы менеджмента знаний: отбор знаний, их техническая поддержка, измерение, передача и использование в заданном контексте.

Определения термина из разных документов: жизненный цикл знания

2.17 задачи менеджмента знаний (KM Framework): Описывают наиболее существенные факторы (активы, люди, производственные процессы, инструменты и т.п.) успеха (провала) инициатив менеджмента знаний, независимые соотношения указанных факторов. Имеют графическое представление, используемое в качестве практического руководства для внедрения СМЗ в конкретной коммерческой организации. Формулирование этих задач помогает пользователям в обосновании индивидуальных инициатив в некотором более широком контексте.

Определения термина из разных документов: задачи менеджмента знаний (KM

2.13 знание (Knowledge): Набор данных и информации (с точки зрения некоторой определенной информационной технологии). Включает также различные комбинации новой технологии, производственного опыта, эмоций, верований, значений величин, идей, интуиции, любопытства, мотивации, стилей обучения, отношения, способности доверять, способности решать сложные проблемы, открытости, умения работать в компьютерной сети, коммуникабельности, отношения к риску, наличия духа предпринимательства. Использование знаний приводит к накоплению ценных активов, улучшает способность действовать и принимать эффективные решения. В отличие от формализованного знания (см. 2.7) существует знание неформализованное (см. 2.29). Оно также может быть индивидуальным и коллективным.

Определения термина из разных документов: знание

2.19 измерения знаний (KM Measurement): Одной из фаз жизненного цикла СМЗ (см. 2.18) является измерение значений величин, созданных проектами СМЗ, ее программами и стратегиями. Например, оценка степени возврата средств, вложенных в создание СМЗ, часто производится с помощью некоторого набора качественных и количественных измерительных процедур.

Определения термина из разных документов: измерения знаний

2.3 инициативная группа (Community of Practice): Неформальная, самостоятельная группа людей, сложившаяся внутри одной или нескольких организаций, выполняющих родственную работу, имеющих одинаковые интересы и преследующих одни и те же цели. Если с течением времени выясняется полезность инициативной группы для предприятий, то имеет смысл формализовать статус группы (выбрать название группы, установить порядок взаимного обмена разрешительными инструментами и т.п.). Существуют инициативные группы различных типов: по интересам, целевые и др.

Определения термина из разных документов: инициативная группа

2.22 инструменты менеджмента знаний (KM Tools): Характерные наборы инструментов, способствующие внедрению СМЗ: информационные системы (базы данных, локальные компьютерные сети, компьютерные сети широкого доступа, порталы и т.п.), методологии, человеческие связи, например инициативные группы (см. 2.3).

Определения термина из разных документов: инструменты менеджмента знаний

2.12 интеллектуальный капитал (Intellectual Capital): Вид нематериальных активов (см. 2.11). Включает три подкатегории: человеческий капитал, структурный капитал, капитал заказчика (см. 2.8, 2.28 и 2.5 соответственно). Может включать знания сотрудников, информацию о производственных процессах, экспертов, продукты производства, заказчиков, конкурентов, интеллектуальную собственность в виде патентов и лицензий (находящихся в ведении регулятивных органов для защиты общественных интересов).

Определения термина из разных документов: интеллектуальный капитал

2.9 информация (Information): Основана на понятии «данные». Добавляет значения величин для понимания предмета в заданном контексте. Является источником знаний.

Определения термина из разных документов: информация

2.5 капитал заказчика (Customer Capital): Данный показатель оценивает сеть клиентов, удовлетворенных работой предприятия и лояльных к нему.

Определения термина из разных документов: капитал заказчика

2.16 менеджмент знаний (Knowledge Management): Плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний с целью повышения конкурентоспособности предприятия.

Определения термина из разных документов: менеджмент знаний

2.11 нематериальные активы (Intangible Assets): Могут иметь большое значение для коммерческой организации. Не имеют физического представления и финансовой перспективы. Могут быть отмечены в графе «престиж фирмы» в балансовых документах. Сюда относят: репутацию фирмы, известность торговой марки, монопольные права и прочие элементы, не включаемые в балансовые документы предприятия (например, «потенциал предприятия», т.е. его способность получить конкурентные преимущества в будущем).

Определения термина из разных документов: нематериальные активы

2.29 неформализованное (неявное) знание (Tacit Knowledge): Включает теоретические модели, модели поведения, модели перспектив, основанных главным образом на опытных данных. Знания данного типа подлежат последующей формализации и распространению. Этому может способствовать, например, проведение совместных образовательных мероприятий сразу несколькими организациями (см. 2.3).

Определения термина из разных документов: неформализованное

2.25 организационная культура (Organizational Culture): Система восприятия, мышления и чувствования, осваиваемая совместно сотрудниками предприятия и передаваемая ими друг другу.

Определения термина из разных документов: организационная культура

2.23 организация, приобретающая знания (Learning Organization): Организация, создающая свои будущие конкурентные преимущества путем постоянного обучения сотрудников, использования приобретенных знаний, выработки способности адаптировать свою работу к изменяющимся обстоятельствам.

Определения термина из разных документов: организация, приобретающая знания

2.27 персональная СМЗ (Personal КМ): Набор понятий, дисциплин и инструментов (часто неформализованных) для организации знаний, помощи отдельным индивидуумам, принимающим на себя ответственность за то, что они знают и кого они знают.

Определения термина из разных документов: персональная СМЗ

2.20 роли менеджмента знаний (KM Roles): Для успешного внедрения СМЗ часто необходимо четкое распределение ролей между специалистами. Роли не всегда являются формальными. Возможные роли: главный специалист СМЗ (см. 2.2), ответственный за содержание, эксперт по внесению изменений в систему, брокер знаний, заготовитель знаний и т.п.

Определения термина из разных документов: роли менеджмента знаний

2.26 СМЗ организации (Organizational КМ): В отличие от персональной СМЗ (см. 2.27), которая сосредоточена на отдельном индивидууме, СМЗ организации зависит от стратегических установок целого предприятия, ставящего своей целью активный менеджмент знаний в контексте основных производственных процессов, инструментов и обслуживающего их персонала.

Определения термина из разных документов: СМЗ организации

2.21 стратегия менеджмента знаний (KM Strategy): Наиболее общие решения коммерческой организации об использовании методов менеджмента знаний, ее рекомендации для достижения коммерческих целей путем развития ресурсов знаний, для повышения квалификации сотрудников и уровня используемых производственных процессов, а также для оценки степени готовности используемой СМЗ к достижению глобальных стратегических целей коммерческого предприятия.

Определения термина из разных документов: стратегия менеджмента знаний

2.28 структурный капитал (Structural Capital): Включает знания, полученные и интегрированные в некоторую структуру, производственные процессы или культуру коммерческого предприятия. Содержит также подмножество формализованных знаний (см. 2.7), патенты, авторские рукописи, авторские компьютерные программы, товарные знаки, коммерческие секреты и т. п. Может храниться в виде формализованных процедур, баз данных, экспертных систем, компьютерных программ (поддержки процедуры принятия решений и менеджмента знаний). Это то, что остается в офисе, когда сотрудники расходятся по домам. Это то, что можно четко рассматривать как собственность предприятия.

Определения термина из разных документов: структурный капитал

2.30 таксономия (Taxonomy): Результат идентификации и структурирования знаний. Иерархическая классификация, которая помогает пользователям разобраться в процедуре группировки и категоризации формализованных знаний. Хорошая таксономия облегчает поиски приобретение новых знаний.

Определения термина из разных документов: таксономия (Taxonomy)

2.24 технологии описания (NarrativeTechniques): Технологии, используемые СМЗ для описания сложных проблем, объяснения событий, восприятия усвоенных уроков, реализации культурных изменений. Включают устный пересказ, а также письменные стили изложения знаний. Обогащают общение, позволяют составлять более сложные отчеты и вспомогательные тексты.

Определения термина из разных документов: технологии описания

2.10 управление информацией (Information Management): Включает процессы выбора, идентификации, отнесения к заданной категории, индексации и хранения информации. Как правило, содержит активный и непрерывный пересмотр содержательных материалов, которые хранятся или распространяются посредством набора особых инструментов: баз данных, таксономий (см. 2.30), человеческих сетей и т. п.

Определения термина из разных документов: управление информацией

2.7 формализованные знания (Explicit Knowledge): Могут быть индивидуальными или коллективными. Данные знания кодируют объектами, словами, номерами, представляют в графической форме, в форме рисунков, спецификаций, учебников, процедур и т.п. Формализация знаний облегчает их восприятие.

Определения термина из разных документов: формализованные знания

2.8 человеческий капитал (Human Capital): Данный показатель оценивает значимость способностей и квалификации сотрудников предприятия. Организация, систематически развивающая свой человеческий капитал, быстрее добьется коммерческого успеха (см. 2.23).

Определения термина из разных документов: человеческий капитал

2.15 экономика, основанная на знании (Knowledge-Based Economy): Недавно сложившийся термин, относящийся к той стадии современного экономического развития, когда знание рассматривается как ключевой фактор совершенствования производства и получения конкурентных преимуществ. Использование системы менеджмента знаний приводит к существенным изменениям в стратегии, отдельных операциях и структуре организаций всех типов (больших и маленьких, общественных и частных, коммерческих, бесприбыльных и академических).

Определения термина из разных документов: экономика, основанная на знании

Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации. . 2015.

Смотреть что такое "ГОСТ Р 53894-2010: Менеджмент знаний. Термины и определения" в других словарях:

  • ГОСТ Р 53894-2010 — 12 с. (3) Менеджмент знаний. Термины и определения разделы 01.040.03, 03.100.99 …   Указатель национальных стандартов 2013

  • менеджмент знаний — 2.16 менеджмент знаний (Knowledge Management): Плановое или текущее проведение отдельных мероприятий или непрерывное управление процессами для улучшения использования существующих или создания новых индивидуальных или коллективных ресурсов знаний …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • менеджмент — 3.2. менеджмент: По ГОСТ Р ИСО 9000 (статья 3.2.6). Источник: ГОСТ Р 1.4 2004: Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • задачи менеджмента знаний — 3.8.2 задачи менеджмента знаний (KM Framework): Описывают наиболее существенные факторы (активы, люди, производственные процессы, инструменты и т.п.) успеха (провала) инициатив менеджмента знаний, независимые соотношения указанных факторов.… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • роли менеджмента знаний — 2.20 роли менеджмента знаний (KM Roles): Для успешного внедрения СМЗ часто необходимо четкое распределение ролей между специалистами. Роли не всегда являются формальными. Возможные роли: главный специалист СМЗ (см. 2.2), ответственный за… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • стратегия менеджмента знаний — 2.21 стратегия менеджмента знаний (KM Strategy): Наиболее общие решения коммерческой организации об использовании методов менеджмента знаний, ее рекомендации для достижения коммерческих целей путем развития ресурсов знаний, для повышения… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • инструменты менеджмента знаний — 2.22 инструменты менеджмента знаний (KM Tools): Характерные наборы инструментов, способствующие внедрению СМЗ: информационные системы (базы данных, локальные компьютерные сети, компьютерные сети широкого доступа, порталы и т.п.), методологии,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • аудит знаний — 2.14 аудит знаний (Knowledge Audit): Систематический пересмотр знаний, проводимый, как правило, с помощью вопросников, интервью или отчетов. Проводится внутри организации. Часто включает идентификацию взаимодействий и перетоков знаний внутри… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • задачи менеджмента знаний (KM — 2.17 задачи менеджмента знаний (KM Framework): Описывают наиболее существенные факторы (активы, люди, производственные процессы, инструменты и т.п.) успеха (провала) инициатив менеджмента знаний, независимые соотношения указанных факторов. Имеют… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • измерения знаний — 2.19 измерения знаний (KM Measurement): Одной из фаз жизненного цикла СМЗ (см. 2.18) является измерение значений величин, созданных проектами СМЗ, ее программами и стратегиями. Например, оценка степени возврата средств, вложенных в создание СМЗ,… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации